Сегодня говорю про критику.
Описывал в рукописи, как один персонаж покритиковал другого, а тот даже не поморщился и лишь признал справедливость критики.
Иногда я наделяю героев романа качествами, которые хочу выработать в себе. Это тот самый случай.
Отношение человека к критике зависит от внутреннего состояния.
Когда я здоровый, сытый, выспавшийся, довольный суммой на банковском счёте, сексуально удовлетворённый и с разогретым подвижным восприятием, я из любой критики выжимаю максимум пользы.
В таком состоянии даже короткий комментарий «отборное говно» воспринимается как развёрнутый анализ текста, видео или картины. Потенциальные выводы:
- эта работа не подходит аудитории специалистов по говну;
- человек не поленился написать «отборное», значит, есть изюминка, на которой можно сыграть в следующий раз;
- я становлюсь популярнее, раз поисковая выдача и рекомендации привлекают не целевую аудиторию.
Когда любой из факторов самочувствия проседает, уходит принятие себя. Тогда уменьшается гибкость восприятия и любая критика принимается на свой счёт. Реакция предсказуемо агрессивная или депрессивная:
— Отборное говно!
— У тебя в штанах, козёл!
или:
— Ну, вот, юноше из 10Б сельской школы Комарово не понравилось моё видео. Все попытки бесполезны.
За такую реакцию сразу же становится стыдно, а стыд — это тоже непринятие себя.
Стыд не имеет ничего общего с духовностью.
Уходит полное принятие себя → в голову набегают нерадостные мысли → сужается восприятие.
— Смотрите! У Маши задралась юбка и потерялась подвижность сознания!
У десяти мальчиков вокруг тоже сразу сузилось восприятие.
Эмоциональная реакция на критику оттягивает на себя силы, которые пригодятся для следующего действия.
Года четыре назад я рекламировал курс по медитации через Facebook: продвигал пост, в котором описывал, чем так суперпрекрасны занятия со мной.
Текст приглашения не помню, но вряд ли в нём было что-то особо дерзко-выпендрёжное.
Помимо лайков и поддержки, получил злобный комментарий от незнакомой женщины с таким смыслом: «Настоящего учителя нужно много лет искать в далёких деревнях, а не ходить на занятия к сомнительным типам вроде тебя».
Вот же я от такого заморочился!
Неприятный комментарий сразу удалил, но это не помешало потом долго вертеть его в голове, смешивая с переживаниями:
— Чем я обидел эту женщину? Что не так написал? Ничего не обещал, кроме развития восприятия. Никогда не называл себя учителем. Везде говорю, что лучший учитель для человека — это он сам. Что ей не понравилось?
А не понравилось ей только то, что я проявлял себя, а она нет. Тогда я этого не понимал, огорчался и тратил силы не по делу.
Сцену, где герой книги по имени Лу критикует героя с именем на Д., я построил так, чтобы читатель успел возмутиться критике до того, как увидит, что Д. её полностью принял.
Здорово, если в одном абзаце за пять секунд у меня получится показать эволюцию восприятия критики, которую я проходил несколько лет.