Журнал писателя-визионера. День 49

С чего начать, чтобы перестать бросаться на людей

«Ведь он глухой, бьет и не слышит, как бьет!»
И.С. Тургенев, «Муму»


В школе я ходил на факультатив по истории. Там однажды учитель рассказал, что в старину перед сражением особо отмороженные русские воины обнюхивались отваром мухоморов и шли в атаку.

Силы прибавлялись, восприятие притуплялось, боль не чувствовалась: получил три стрелы, а всё ещё машешь топором и булавой, как заведённый.

Ругань двух современных человек похожа на рубку обнюхавшихся верзил: каждый хочет врезать посильнее, и никто не чувствует полученных ран.

Таким вот бесчувственным увальнем в моём романе стала Ева, когда неосознанно отвешивала своему парню энергетических оплеух. Горячая юность — горячие удары.

Она даже не заметила, что сделала что-то неприятное. Всё её внимание было поглощено обидой. И подсознательно ей хотелось сделать больно обидчику.

Это же так естественно, правда?

Правда. Но только для человека, который смирился с ролью обнюханного грибоеда. Не хочу прожить всю жизнь в таком амплуа.


Толстокожесть — не синоним «неуязвимости». Человек просто не замечает кровоточащих ран и говорит, что всё в порядке.

Это неплохо и удобно: мимолётные раны затянутся сами собой, не отвлекая от жизни. Но вдруг прилетит серьёзный удар, а ты на него не обратишь внимание? Или сам случайно врежешь так, что друг упадёт, а ты подумаешь, что он дурачится?

Чтобы не размахивать кулаками и не вступать в бездумные перепалки, я стал тренировать восприятие.

Осознанность во взаимоотношениях у меня увеличивалась по такой схеме:

Начал тренировать восприятие

Заметил, что я хороший, а на меня все нападают

Разобрался, как не вставать под удар

Обнаружил, что это я всех бью, а  остальные не при делах

Начал себя контролировать

Кто-то с более шустрым вниманием сразу переходит в фазу контроля, но у меня так не получилось.

Да и контроль-то не всегда выходит. Бывает, выскажу или подумаю что-то, и сразу понимаю: «Сделал дрянь».

Утешаю себя тем, что сейчас это единичные случаи, а раньше «сделал дрянь» было обязательной ежедневной программой. Особенно в общении с близкими людьми.


Тренировать внимание можно разными способами: боевыми искусствами, йогой, танцами, каллиграфией. Но все эти способы создают рамки: нужно оказываться в специальных ситуациях для тренировок.

В книге хотелось показать, что для владения вниманием не нужны особые условия. Потому герои книги перемещают сознание в параллельные миры почти что по щелчку пальца.

Такое перемещение можно назвать как угодно, хоть гиперпрыжком. Пишу же фантастику. Но жизненный прототип этого явления — медитация.

Исследуя себя во время медитации, я нахожу, как слова и мысли влияют на взаимоотношения с людьми.

У меня больше нет отмазки перед самим собой, что я имел в виду одно, а сказал другое.

Не знаю, сталкивались ли вы с таким лицемерием, а я когда-то делал именно так: брякнул что-то человеку, увидел, что сильно задел, и начинаешь объяснять, что имел в виду совсем не то. И так хочешь показаться хорошим человеком, что и сам начинаешь верить, что имел в виду совсем другое. Молодец, обманул себя.

Теперь я точно чувствую, что вкладываю в слова, и порой вижу себя не прекрасным принце, а заурядным засранцем. Немножко обидно, зато хорошо смывает бестолковую гордыню.

После такой встряски самоосознания хочется быть аккуратнее со всеми, кто меня окружает. Всё, что я думаю и говорю, несёт в себе заряд и влечёт обратную реакцию. Если я хочу свободы себе, значит, нужно ценить свободу других.

Как же здорово хотя бы стараться быть честным с собой! И не пытаться зарубить в беседе друга, с которым на секунду разошёлся во мнениях.

Об авторе

Сергей Кубера

Просмотреть все сообщения