Журнал писателя. День 6

Сегодня я дочитал роман Евгения Замятина «Мы», который я несколько раз порывался бросить.

Дочитал для общего развития и только потому, что книгу получил в подарок с очень тёплыми словами и пожеланиями. В маленькой открытке, которую моя добрая знакомая приложила к книге, было больше души и сердечности, чем во всём произведении «Мы». Хотя про душу Евгений вспоминал в каждой главе второй половины романа.

Произведение своей эпохи. Но не жалею, что прочитал — увидел огрехи, которые мне нужно обойти в своей книге.

Роман «Мы» лишний раз напомнил, насколько непринуждённо разные фантасты распоряжаются жизнями людей.

На страницах фантастических книг второстепенные герои гибнут с такой лёгкостью, что многие писатели даже не пытаются намекнуть, что каждый человек — это вселенная и бесконечная череда возможностей. Бросают только «это было ужасно», чтобы как-то оправдать цинизм изложения и спокойно перейти к действиям главных героев.

Почему у авторов так получается?

Предположу, что жизнь погибших на страницах книги ничего не стоит, если фантастика пишется «из головы» и за словами не стоит ничего, кроме фантазии. Наделить мимолётного героя энергетикой сложно. Я сам пока в этом не спец, но стараюсь это учитывать. Если герой появляется даже ненадолго, в него хочется вложить состояние жизни. Хочу, чтобы читатель не просто прочитал и подумал о мимолётном прохожем, но и почувствовал его. Понимаю, что не удастся наполнить все миры, которые я описываю, такими живыми созданиями, но тогда я, по крайней мере, не буду их просто так, между делом, убивать.

Сейчас написал предыдущий абзац и вспомнил, что в первой трети книги у меня описан случай подстроенной гибели человека. Изменю, когда буду редактировать: либо он отделается тяжёлыми травмами, но останется жив, либо я наделю его энергетическим строением, чтобы читатель почувствовал, что произошло что-то непоправимое.

А ещё в начале моей книги есть эпизод, в котором из-за действий главных героев гибнет очень много живых существ. Не людей и не животных, а примитивных неорганических существ, но живых. Я написал так, что читатель поначалу не воспримет эти потери всерьёз, но к концу книги может полностью пересмотреть такое восприятие. Сложная задача провести читателя по этому пути. Хорошо, если получится.

Вообще тема ценности жизни стала лейтмотивом моего романа. В разных ситуациях герои неоднократно напоминают читателю, что человек своим существованием несёт жизнь и смерть. И что перед человеком лишь есть выбор, больше созидать и отдавать или больше потреблять и разрушать.

Однажды знакомый восхищался, как здорово, что он ест только сырую пищу:
— Посмотрите на свежее яблоко под микроскопом, — говорил он. — Там ведь все клетки живые! А попробуйте его сварить, и что там останется от этой жизни?

И дальше с упоением рассказывал, как всё это живое яблоко попадает в его организм. И от этого благодать.

Это тоже цинизм. Хлеще, чем ничего не значащая гибель второстепенных героев романа. Ведь все эти живые клетки умрут, чтобы послужить топливом и строительным материалом для человека.

Каждый вдох, каждый глоток воды обрекают на смерть тысячи, миллионы микроорганизмов.

Для того, чтобы осознать этот круговорот жизни и смерти, я выбрал самоисследования в медитации. Этот опыт передаю в книге с помощью образов и состояний, на которые читатель сможет настроиться. Если книга позволит кому-то влюбиться в само состояние жизни, значит, публиковал не зря.

Правда, для этого её ещё надо дописать.
В эту копилку сегодня я добавил 50 минут.

Об авторе

Сергей Кубера

Просмотреть все сообщения