Ещё только седьмой день, а я уже сел за блокнот без секундомера. Написал несколько предложений, потом вспомнил, что не засёк 45 минут и порадовался: для формирования привычки семи дней маловато, но знак хороший.
Вчера я поднимал тему ценности жизни и сквозь строки заявил, что читатель сможет ощутить трагедию разрушения жизни, если будет чувствовать в книжном герое настоящего человека. Я предложил наделить героя узнаваемой энергетической структурой, чтобы читатель не только представлял его образ, но и чувствовал его.
Вот, как там было:
…я наделю его энергетическим строением, чтобы читатель почувствовал, что произошло что-то непоправимое.
Поясню, что имел в виду, потому что слово «чувствовать» слишком многозначно.
Сначала отступление про «энергетическую структуру».
Я пишу виженари арт, и в повествовании раскрываю своё мировоззрение, наплевав на критику в необоснованности. Какая приятная привилегия автора!
Так что я не претендую на непреложную истину и позволяю себе ряд недоказуемых допущений. Для некоторых любителей литературы они неприемлемы. Всё в порядке, нам просто не по пути.
Я ориентируюсь только на потенциальных читателей, но среди них вижу интересных людей с разными подходами к самопознанию. Поэтому стараюсь, чтобы приверженец светской школы отметил «Какая стройная фантастика!», а человек, знакомый с духовными практиками, воскликнул «Я ощущаю эти живые состояния!».
В одну книгу многого не запихнуть: чтобы окунуть читателя в мир романа, рассказать принципы и объяснить терминологию, нужны сотни страниц.
Перегружать читателя — дурной тон, поэтому я решил не жестить и ограничился примерами лишь нескольких аспектов энергетики человека. Тема эта ненаучная, и жанр фантастики отлично подходит для описания неизведанного. Но и в ненаучной теме есть, что систематизировать.
Рисунки на этой странице — один из тысячи способов систематизировать разрозненные гипотезы и неоднозначные данные об энергетическом строении человека.
Теперь о слове «чувствовать».
Когда я употребляю это слово, я в первую очередь имею в виду физические ощущения. Потрогал — значит, почувствовал. А как потрогать литературного героя?
Можно вжиться в мысли, которыми автор наделил этого героя, пройти с ним через разные события, преодолевая трудности и радуясь победам. Так выработается привязанность. Второстепенным героям или тем, кто появляется лишь в эпизодической роли, такие почести не светят. Да и про главных героев тоже обычно не скажешь: «Я его физически ощущал!»
Визионерское искусство преодолевает этот барьер, потому что главная его цель — передавать состояния и физические ощущения.
Механизм простой: например, вы пишете о том, что чувствуете покалывания на кончиках пальцев, а читатель проверяет свои ощущения на кончиках пальцев. Что вы там чувствуете прямо сейчас? Есть ли покалывания? Прохладные или тёплые? А, может, вращающиеся или искрящиеся? Может, это и не покалывания вовсе, а истекание тончайших ручейков из кончиков пальцев?
Для того, чтобы этот механизм работал, автору нужно уметь вкладывать в слова состояния и ощущения, а читателю — находить их в себе. Чтобы этому научиться, есть специальные упражнения, но о них в другой раз.
Какие-то ощущения будут теряться — сложно переданы, тяжело уловить, — но другие будут отзываться в теле читателя схожими физическими ощущениями, и он почувствует. Не придумает, не поймёт, а почувствует.
Вот, что я имел в виду под этим словом.
P.S. Это был сумбурный отчёт, который я писал в несколько подходов. Вижу, что начал несколько тем и ни одну из них до конца не раскрыл. Стыдно как писателю, не стыдно как марафонцу, который пробежал только 7 дней из 365.
Вопросы, как понятно и осязаемо передать ощущения, я затрагиваю каждый раз, когда лечу 45 минут ежедневного сочинительства. Ещё не раз вернусь к ним в отчётах.
Пока полёт нормальный. Вошёл в атмосферу вдохновения.